Празднование престольного дня в честь преподобного Серафима Саровского

1 августа 2020 года, как и в каждый год в церковном календаре отмечается особым памятным днем почитание одного из самых известных и тепло любимых народом Божиим святым старцем нашей земли,- преподобного Серафима Саровского.

В этот день, ранним солнечным утром многие православные поспешили на престольные торжества в Серафимо-Сергиевский храм , нижний предел которого и назван в честь  святого угодника Божия Серафима.

Ход праздничных богослужений начался с водосвятного молебна с чтением акафиста и молитвы преподобному Серафиму, а затем началась Божественная литургия, которую возглавил настоятель храма протоиерей Вячеслав Темный в сослужении гостей в священном сане.

В конце службы был совершен крестный ход вокруг храма с чтением Святого Евангелия, пением молитвословий и кроплением верующих святой водой.

По окончании праздничного богослужения настоятель храма сердечно  поблагодарил всех собравшихся на сей церковный праздник почитания небесного покровителя храма.

Cлово о преподобном Серафиме Саровском

Сегодня, праздник всей нашей Русской земли – память особо любимого, дорогого для нас угодника Божия, преподобного Серафима, Саровского чудотворца…”
Мало кто ныне с молодых лет не знает это имя, мало кому не мил и не дорог этот образ доброго старца.Сегодня мы вспоминаем событие 1903 года – открытие мощей преподобного Серафима в Сарове. На это торжество прибыла царская семья, прибыли святители земли Русской, многочисленные монахи, архимандриты, священники. Тысячи, десятки тысяч людей собрались в Сарове в тот день, чтобы совершить прославление преподобного Серафима в лике святых угодников Божиих. С великим торжеством его святые мощи были подняты из-под спуда земного, где он погребен был и переложены в новую раку – кипарисовый гроб.В этот день в 1903 году многотысячный хор собравшихся паломников, огромный собор священнослужителей впервые воспел: “Ублажаем тя, преподобный отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов”. Государь-император лично с высшими сановниками нес на своих плечах нетленные мощи преподобного Серафима.

Именно в те дни, когда оскудела в сердцах людей любовь, когда стала остывать в народе вера, на свещ­ни­це Рус­ской Православной Церк­ви воз­го­ре­лась но­вая яр­кая све­ча. Гос­подь бла­го­во­лил по­слать зем­ле на­шей в ореоле любви и святости ве­ли­ко­го мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и чу­до­твор­ца преподобного отца нашего Серафима Саровского.

Ду­хов­ный путь пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма от­ме­чен боль­шой скром­но­стью. С дет­ства из­бран­ный Бо­гом, са­ров­ский по­движ­ник без ко­ле­ба­ний и со­мне­ний вос­хо­дит от си­лы в си­лу в сво­ем стрем­ле­нии к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Во­семь лет послушнических тру­дов и во­семь лет хра­мо­во­го слу­же­ния в сане иеро­ди­а­ко­на и иеро­мо­на­ха, пу­стын­но­жи­тель­ство и столпничество, за­твор и без­мол­вие сме­ня­ют друг дру­га и венчают­ся стар­че­ством. Подвиги, да­ле­ко пре­вос­хо­дя­щие естествен­ные че­ло­ве­че­ские воз­мож­но­сти (на­при­мер, мо­лит­ва на камне в те­че­ние ты­ся­чи дней и но­чей), гар­мо­нич­но и про­сто входят в жизнь свя­то­го.

Тайна живо­го мо­лит­вен­но­го об­ще­ния опре­де­ля­ет ду­хов­ное на­сле­дие пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, но он оста­вил Церк­ви еще од­но богатство – крат­кие, но пре­крас­ные настав­ле­ния, за­пи­сан­ные отча­сти им са­мим, а от­ча­сти слышавшими их. Неза­дол­го до прослав­ле­ния свя­то­го бы­ла найдена и в 1903 го­ду на­пе­ча­та­на «Бе­се­да пре­по­доб­но­го Серафима Саров­ско­го о це­ли христианской жиз­ни», со­сто­яв­ша­я­ся в кон­це но­яб­ря 1831 г., за год с неболь­шим до его пре­став­ле­ния. Беседа эта яви­лась самым дра­го­цен­ным вкла­дом по­движ­ни­ка в сокровищ­ни­цу рус­ско­го свято­оте­че­ско­го уче­ния.

Яв­ляя бла­го­дат­ные да­ры и си­лу Бо­жию лю­дям, пре­по­доб­ный Се­ра­фим на­зи­дал при­хо­див­ших к нему, как ид­ти уз­ким пу­тем спа­се­ния. Он за­по­ве­дал сво­им ду­хов­ным де­тям по­слу­ша­ние и сам до кон­ца жиз­ни был ве­рен ему. Про­ве­дя всю жизнь в по­дви­гах, непо­силь­ных для обыч­ных лю­дей, он со­ве­то­вал ид­ти святоотеческим «цар­ским (сред­ним) пу­тем» и не брать на се­бя чрез­мер­но труд­ных де­я­ний: «вы­ше ме­ры по­дви­гов при­ни­мать не долж­но; а ста­рать­ся, чтобы друг – плоть на­ша – был ве­рен и спосо­бен к тво­ре­нию доб­ро­де­те­лей».«Пост, мо­лит­ва, бде­ние и все дру­гие де­ла хри­сти­ан­ские, – учил пре­по­доб­ный, – сколь­ко ни хо­ро­ши са­ми по се­бе, од­на­ко не в де­ла­нии лишь толь­ко их состо­ит цель на­шей жиз­ни хри­сти­ан­ской, хо­тя они и слу­жат средства­ми для до­сти­же­ния ее. Ис­тин­ная цель жиз­ни на­шей христи­ан­ской есть стя­жа­ние Ду­ха Свя­та­го Бо­жия». Са­мым главным по­дви­гом и сред­ством к стя­жа­нию Свя­то­го Ду­ха преподобный счи­тал мо­лит­ву. «Вся­кая доб­ро­де­тель, Хри­ста ра­ди де­ла­е­мая, – говорил он, – да­ет бла­га Ду­ха Свя­та­го, но… мо­лит­ва бо­лее все­го при­но­сит Ду­ха Бо­жия, и ее удоб­нее все­го вся­ко­му ис­прав­лять».

И в центре жизненной цели стяжания Духа Святаго стоит учение о том, что в человеке должен быть мир душевный, мир, который преподобный называет сокровищем небесным, о котором Господь говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Только в мире человек может действительно молиться и его молитва может быть очень сильна и приятна Богу. “Стяжи мир в сердце своем”, – знаменитые слова преподобного Серафима, – “спасешься сам, и вокруг тебя многие спасутся”.

Чистоту сердца тщательно хранил в себе преподобный Серафим. Поэтому все страсти отходили от него, поэтому светел лик его был, поэтому приветливым был его голос, поэтому и глаза его обычно светились пасхальной радостью, поэтому для него всегда Пасха Божия была круглый год. Простые слова наставлений преподобного, наполненные одухотворённой мудростью легко достигали сердец как простолюдинов, так и знатных особ. «Как ты хочешь вникнуть в тайны Божии, познать глубоко христианство, заняться богомыслием, – говорил преподобный, – если ты так любишь свое наполненное чрево? А заканчивались беседы старца почти всегда словами о необходимости тщательно заботиться о своем спасении, пока не прошло еще благоприятное время.

Пре­по­доб­ный Се­ра­фим сто­ит в на­ча­ле по­ра­зи­тель­но­го взле­та рус­ской пра­во­слав­ной ду­хов­но­сти. С ве­ли­кой си­лой зву­чит его на­по­ми­на­ние: «Гос­подь ищет серд­ца, пре­ис­пол­нен­но­го лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­не­му; вот пре­стол, на ко­то­ром Он лю­бит вос­се­дать и яв­лять­ся в пол­но­те Сво­ей пре­не­бес­ной Сла­вы. «Сыне, даждь Ми серд­це твое, – го­во­рит Он, – а все про­чее Я Сам при­ло­жу те­бе», – ибо в серд­це че­ло­ве­че­ском Цар­ство Бо­жие вме­щать­ся может».

И сегодня, вспоминая заветы преподобного, особо хочется отметить его удивительное, поистине благодатное умение радоваться людям. “Радость моя!” — этими словами он встречал каждого приходящего. И верится нам, что если преподобный Серафим при жизни своей согревал любовию приходящих людей, то и теперь с прежней лаской согреет он изболевшие наши души. Как только мы придём к нему мысленно, обратясь в молитве, услышим сердцем своим: “Радость моя, гряди, гряди ко мне!”.Сегодняшняя праздничная радость о том, что имеем мы среди наших русских святых такой дивный бриллиант сокровищницы Господней, испускающий своими гранями многочисленные лучи духовной мудрости, теплоты и утешения, коими оживляются, исцеляются и очищаются омертвелые от страстей души наши.

Молитва преподобного отца нашего Серафима да укрепит и вдохновит нас на спасительном пути к блаженной Вечности в объятия Отеческой Любви Божией, Коему честь, слава и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иеромонах Алексий (Айсин), Валаамский монастырь. 

Просмотров (363)

Комментарии закрыты.