Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

В день праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 19 августа 2020 года, в Серафимо-Сергиевском храме было совершено праздничное богослужение. 

По прочтении Евангелия иеромонах Павел произнес слова проповеди, посвященные событиям праздника Преображения Господня.

На сугубой ектенье были возглашены особые прошения, и прочитана молитва «об избавлении от губительного поветрия».

В конце богослужения священнослужитель совершил освящение винограда нового урожая и других плодов, которые были принесены прихожанами в сей великий и светлый праздник.

О заблуждениях: Во второй половине августа многие, даже нецерковные люди, начинают закупать мед, мак и фрукты, потому что подошло время так называемой “Спасовки”. У всех на слуху в это время названия “Медовый, или Мокрый Спас” (14 августа), “Яблочный Спас” (19 августа), “Спас Ореховый, или Хлебный” (29 августа). Все знают, что эти дни в народном календаре специально приурочены для освящения определенных видов продуктов, поэтому и приходят в храмы их святить. А слова “Спас”, “Спаситель” в народных названиях праздников остались только фоном.

Нечто странное и с памятью мучеников Маккавеев. Маккаби – их прозвище, даже фамилия. В переводе означает “молот” (на врагов), и жизнь, и смерть этой семьи связаны с противостоянием языческому насилию со стороны сирийского царя Антиоха Епифана, а никак не с маком и его веянием.

Современный человек привык ассоциировать церковные праздники со своими приземленными представлениями о них. Глубина и смысл не так уж нужны и важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и скушать, это интересно и привлекает человека. Люди связывают христианские праздники с глубоким духовным смыслом, в большинстве своем не понимая и не желая узнать их смысл. Спас – не название дня недели, это Христос, и Он не может быть медовым, яблочным или ореховым. Он может быть “Сладчайшим” для души человеческой, как Его зовет церковная поэзия, но не фруктовым или злаковым.

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные обычаи. Они миссионерски использовали совпадение и совмещение природно-циклических праздников и христианских тем. Медовый Спас, приуроченный к празднику Изнесения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медо­сбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником. В прошлом пасечники и садоводы приносили в храм начатки своего урожая к 14 и 19 августа, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и принести Ему и Церкви в жертву малую часть от своих трудов. Да, в таком случае освящение плодов имело христианский смысл. Но когда горожане бегут на базар за медом или яблоками для того, чтобы потом их освятить, – для чего это нужно?

Чтобы в жизни человека не было разделения по схеме: с понедельника по субботу я живу и тружусь в поте лица как крестьянин, пахарь, а в субботу и воскресенье, приходя в храм, я становлюсь христианином, чтобы задобрить Бога, Церковь заботливо подвязывала хозяйственный уклад к богослужению, чтобы дать ощущение гармонии жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость – эти дары земли, дары природы.

Просмотров (78)

Комментарии закрыты.