Цитата

Ничего общего у мучеников Маккавейских с маком!

Не секрет, что память мучеников Маккавейских в народном сознании прочно связано с маком. Нет, понятно конечно, «маккавей» в русском произношении в чём-то созвучно со словом «мак». Но мало ли в нашем языке созвучий? Да и само по себе созвучие не означает тождественность. Еврейское «маккавет», лежащее в основе прозвания, унаследованного мучениками от славного Иуды Маккавея, означает «молот» и к маку имеет примерно такое же отношение, как повальная неграмотность жителей Конго к лесным пожарам в районе Чернобыля. Так что откуда взялся обычай приносить в этот день в церковь мак для освящения, не очень-то и понятно. Но понятно-непонятно, а обычай есть. Как есть в массовом народном сознании день «маковея» – праздник вроде бы и церковный, но с причудливо смещённым акцентом – за маком не видны ни мученики, ни Христос.

Отчего так? Оттого, по преимуществу, что с советских времён вера воспринимается многими не столько в религиозном, сколько в культурно-бытовом ключе. Где-то в одном ряду с народными песнями, рушниками и караваем. Проявляется такая вера исключительно в быту и сердца практически не касается. Человек хорошо разбирается во второстепенном, но за ним почти не видит главного. Рождество у него ассоциируется, в первую очередь, с колядками, Преображение – с яблоками, венчание – со свадебными обрядами, крещение – с хлопотами о приобретении «крыжмы» и торгами между претендентами на покупку нательного крестика. Христа, понятное дело, на этом фоне, как за деревьями леса – почти и не видать.

Разумеется, ничего плохого нет ни в желании приобрести крещальную одежду получше, ни в колядках. Даже напротив: всё, что напоминает нам о Боге – полезно и хорошо. Но спасаемся мы не колядками и не яблоками. Все уставные тонкости и народные традиции, присущие значимым праздникам, лишь штрихи, выразительно оттеняющие суть праздника как в церковном, так и в народном восприятии. Одни придают законченность картине праздника, другие подчёркивают самобытность нашего отношения к нему. В этом плане они важны и нужны. Но в отрыве от самого праздника, в отрыве от Христа, Которому в итоге посвящено любое церковное торжество, они теряют не только смысл, но даже культурную ценность.

Наш же «маковей» не назовёшь ни уставной особенностью, ни благочестивым обычаем. Традиционно в этот день освящается мёд, а о маке составители устава, по всей видимости, и не слышали никогда. Глубокого смысла в освящении мака тоже не наблюдается: обыкновенно для благословения в храм приносятся продукты и плоды, имеющие определённую важность для питания, или хотя бы имевшие её в былые времена. Отнести мак к важным продуктам, по-моему, достаточно сложно. Тем более, что и особой молитвы для освящения мака у нас нет.

Так есть ли необходимость в этом сомнительном освящении? Пусть каждый решит для себя сам. Но, решая, давайте помнить, что «дня мака» в Церкви нет. Есть праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня, на который приходится память мучеников Маккавеев.

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. Их история описана в Маккавейских книгах2 Мак 6–7, а также в апокрифе, т.н. “Четвертой книге Маккавейской“, авторство которой некоторые приписывают Иосифу Флавию.

В те времена царь Сирии Антиох IV Епифан (175-164 гг. до н.э.) поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов. Антиох распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср. Лев. 11:7–8).

Вначале к этому деянию решили принудить девяностолетнего законоучителя Елеазара, открыв ему рот силой. Но святой старец выплюнул пищу с презрением и отверг советы притвориться покоренным ради спасения жизни. Он с твердостью пошел на мучения, выказал мужество молодого воина, вызывая восхищение палачей, и скончался под пытками.

Семь братьев, наставленные Елеазаром в обычаях израильского народа, были арестованы и предстали перед царем: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. Они казались слаженным хором, в центре которого находился головщик – их мать Соломония. Братья думали только об одном: этот священночисленный лик, благословенный Богом, не должен разрушиться отступничеством одного из них. Поэтому они ободряли друг друга перед исповеданием веры следующими словами: «Если мы не погибнем сейчас, то так или иначе умрем однажды. Сделаем же из необходимости природы повод для торжества» [1].

Государь велел разложить перед ними инструменты для пыток и пытался устрашить Маккавеев, но, побеждая его доводы вдохновенным любомудрием, старший из них ответил: «Лучше умереть, чем преступить Закон наших отцов».

Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение.

Рака с мощами свв. мчч. Маккавеев в кёльнской католической церкви апостола Андрея
Рака с мощами свв. мчч. Маккавеев в кёльнской католической церкви апостола Андрея

Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям.

После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников. Согласно 4 Мак. 17:1, она сама бросилась в огонь, до того как палачи схватили ее. Ее святые мощи почитаются сегодня в храме Константинопольского Патриархата.

Хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности [2].

Подвиг святых семи братьев маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов (см. Маккавеи).

Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан КарфагенскийАмвросий МедиоланскийГригорий Богослов и Иоанн Златоуст.

По материалам сайта: “Древо” и “Православная жизнь”

Просмотров (204)

Комментарии закрыты.